Обеспечение информационной безопасности школьников


 

Тематические  часы общения «Интернет и ваша безопасность»

3 апреля  2017 года

9 классы

Тематический час был посвящен проблеме безопасности в сети Интернет, проблеме этикета в социальных сетях.

 

Цель: обратить внимание учащихся на возможные угрозы в сети Интернет, повысить грамотность учащихся в вопросах безопасности в сети, формировать общепринятые нормы поведения в сети.

Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет.
  2. Выработать правила безопасного поведения в сети.
  3. Выработать необходимость использования в сети общепринятых нравственных норм поведения.

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня осведомленности учащихся о проблемах безопасности при использовании сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз.
  • формирование культуры ответственного, этичного и безопасного использования Интернета. 

Индивидуальные консультации для учащихся, замеченных в злоупотреблении общением  в Интернете

 4 апреля 2017 года

Сегодня такие понятия как «В контакте», «Одноклассники», «Фейсбук», «Твиттер» не вызывают удивления. С ними знаком любой школьник. Мы более чем уверены, что каждый человек, имеющий доступ к компьютеру, как минимум дал о себе знать в одной из подобных соцсетей.

Любой психолог подтвердит, что зависимость от соцсетей не менее вредна, чем зависимость от алкоголя или наркотиков. Действительно, с появлением таких «благ», как интернет и социальные сети, тут же появились и те, кто стал этими «благами» злоупотреблять. К сожалению, таковых с каждым годом становится только больше.

Частое и длительное пребывание в социальных сетях может привести к синдрому дефицита внимания – потере способности концентрироваться на каком-либо моменте. Почему? Дело в том, что в мы получаем информацию в социальной сети быстро и порционно. По этой причине мы уже не можем, например, долго заниматься решением какой-либо задачей. Со временем даже чтение любимой книги может стать затруднительным, потому что мозг по привычке начинает постоянно «искать» поводы, чтобы переключиться на что-то другое.

Особую тревогу в этом смысле вызывают младшие поколения, которые практически с самого детства «не вылазят» из интернета и соцсетей. Наши дети легко поддаются влиянию, поэтому зависимость от сетей представляет для детей и подростков особую опасность, избежать которой в современном мире становится крайне сложно.

Чересчур активное общение в соцсетях – это вероятная причина утраты навыков «живой» коммуникации. Постоянное общение в соцсетях часто ведет к утере эмоциональной составляющей общения с друзьями и близкими. Практически все сообщения пишутся как-бы на ощупь. У многих не осталось «живых» друзей, а только виртуальные. Более того, они с ними советуются, с ними откровенничают.

Многие люди выкладывают личную информацию — фото, места, где были или которые планируют посетить, свои предпочтения и т.д. Все это могут использовать злоумышленники против вас или ваших близких.

Родительское собрание  в 6Б классе по вопросам безопасного поведения в сетях Интернет «Этика и правила безопасности в сети»

5 апреля 2017 года

Классный руководитель Алистратова Е.В.

 

Современную жизнь трудно представить себе без сети  «Интернет».  Современные компьютерные технологии стремительно развиваются и занимают все больше места в жизни каждого человека. И дети не остаются в стороне от этого процесса. По разным исследованиям  дети начинают пользоваться интернетом в возрасте 6-8 лет.

Дополнительными факторами  вовлечения детей в интернет стали снижение цены на электронные устройства и тарифы  доступа в интернет, развитие широкополосного и мобильного интернета. Тенденции к развитию  облачных технологий и общения в социальных сетях  стирают границу между локальным и сетевым использованием  вычислительной техники, многие даже не задумываются о том, что используют интернет, настолько этот технологический феномен стал частью повседневной жизни.  Вместе с тем интернет-технологии  активно используют преступники и правонарушители.

Получили так же распространение различные маркетинговые и мошеннические схемы. Такая ситуация  сформировала  понятие об интернет-угрозах и необходимость их распознавать и им противостоять.

В рамках общероссийской акции «Месяц безопасного интернета», а также на основании распоряжения директора МОУ «СОШ №4» в 6 Б классе было проведено тематическое родительское собрание на тему «БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ»

На тематической встрече присутствовало 11 учеников и их родителей.

Цель родительского собрания:

Систематизация знаний  детей и родителей в области использования интернета, формирование навыков безопасного использования интернета.

Задачи родительского собрания:

  • . Систематизирование знаний детей в области интернет-безопасности по направлениям:
    • раскрытие персональных данных;
    • мошенничества, в т.ч. мобильные, заражение компьютера и мобильных устройств;
    • общение в сети;
    • общая компьютерная грамотность.
  • Связь навыков повседневного использования интернета и электронных устройств с правилами безопасности. Формирование  у детей навыков безопасного использования интернета на основании имеющегося у них опыта.
  • Повышение уровня осведомленности детей о наиболее актуальных интернет-угрозах ( с учетом возраста аудитории, региона, других факторов).
  • Формирование навыков и осознанных подходов к противодействию интернет-угрозам.

Для более полного освещения данного вопроса, на родительское собрание был приглашен специалист ресурсного центра управления образования Гурова Г.А.

Галина Александровна рассказала присутствующим  обучающимся и их родителям о том, как правильно пользоваться интернет-ресурсами, о важности и необходимости соблюдать правила безопасного поведения по нахождению в виртуальном пространстве.

Обучающиеся с большим  интересом воспринимали информацию, задавали много вопросов,  активно участвовали в обсуждении вопросов информационной безопасности.

После выступления Гуровой Г.А с обучающимися и их родителями, классным руководителем Алистратовой Е.В. была проведена интерактивная игра «Среда обитания», в которой ребята совместно с родителями смогли   не только  закрепить полученные знания о безопасности в интернет-пространстве, но и получить необходимые жизненные навыки по поведению подростков в реальной жизни.

 

6 апреля

Проблемный разговор «Интернет друг или враг!»

Классный руководитель Еремина Лариса Владимировна

На мероприятии присутствовали учащиеся 8а,8б классов, их классные руководители, педагог-психолог.

Учащимися  заранее  была собрана и проанализирована информация по двум признакам: польза и  вред.

Отвечая на вопросы, команды обосновывали позиции, используя достоверную аргументацию. Анализировали полученную информацию и концентрировались на сути проблемы.

7 апреля

                       Классные часы «Уроки кибербезопасности»

 

Для учащихся 9,10,11 классов социальный педагог совместно с классными руководителями были проведены классные часы с целью формирования у школьников компетенций цифрового гражданина для успешной и безопасной жизни и учебы в сети Интернет.

 

Правила поведения детей в социальных сетях


 Чтобы обучить современных детей хорошим манерам невозможно ограничиться простым “пожалуйста” и “спасибо”. У многих малышей уже имеется онлайн-опыт, а в возрасте от 6 лет этот опыт становится ежедневным. Интернет и модные мобильные телефоны создают новые опасности, а также новые способы попирать общественные нормы. Изучите, какие хорошие манеры вам необходимо преподать своему маленькому технарю.

Узнайте о настройках конфиденциальности. Сайты социальных сетей и интернет-форумов имеют множество параметров настройки, и вы должны изучить их все. Если вы разрешаете своему ребенку зарегистрироваться в социальной сети или в каком-либо другом онлайн-сообществе, сопроводите его по всем доступным настройкам. Кто может видеть его фотографии? Кто может посылать ему сообщение? Ребенок должен обдумать возможность использования какого-то другого изображения, нежели он сам, в качестве своей «фотографии профиля», т.е. той, которую может увидеть любой человек.

Тщательно выбирайте свой образ в сети. Для некоторых интернет-сообществ лучше использовать выдуманный псевдоним, который не даст никакого ключа к разгадке личности вашего ребенка. Однако когда дети решают общаться анонимно, они становятся менее ответственными. Научите своего ребенка контролировать все, что он пишет онлайн, независимо от того, использует он собственное имя или псевдоним. Если он не отправил бы что-то под своим именем, значит он не должен отправлять это вообще.

Представьте, что все видят то, что вы пишете. Дети часто делают большую ошибку, когда пишут неправильные вещи онлайн. Они думают, что не все видят их посты, и, что раз они об этом говорят онлайн, а не вслух, то так или иначе смогут выйти сухими из воды. Даже если страница вашего ребенка частично скрыта, это не является никакой гарантией того, что его слова не распространятся дальше. Пользователи социальных сетей делятся друг с другом тем, что они видят, и даже электронные письма могут вирусным путем распространиться по сети как лесной пожар. Ничто никогда не удаляется. Это всегда находится на чьих-то серверах или электронной почте.

Пишите онлайн только то, что вы сказали бы в лицо. Обычно это называют «золотым правилом» онлайн-этикета. Оно оберегает от многих проблем, но почему-то нарушается снова и снова. Если ваш ребенок будет следовать этому правилу, у него будет меньше шансов испортить отношения со сверстниками, получить неприятности в школе, опозорится, или хуже того – совершить ошибку, которая негативно повлияет на его будущее. Убедитесь, что ребенок знает «золотое правило» и повторяйте его с ним почаще.

Ограничьте «сетевой язык». «Сетевой язык» подразумевает отсутствие внимания к правилам грамматики и орфографии или сознательное их искажение, использование строчных букв вместо прописных, нерегулярную пунктуацию, обилие сокращений и акронимов, использование цифр в значении букв и т.п. Использование «сетевого языка» формирует плохие привычки. Мы становимся обществом людей, которые не могут грамотно написать и не могут выразить свои мысли словами. То, что было бы допустимо в среде сверстников, может оказаться непочтительным по отношению ко взрослому члену семьи. Если ваш знаток социальных медиа будет писать такие посты в сети, которые заставили бы его учителя языка и литературы гордиться им, он фактически будет приобретать навыки, которые помогут ему и во время обучения в школе, и в жизни.

Не участвуйте в разжигании войны. В оживленных дебатах нет ничего плохого, но важно научить ребенка выйти из обсуждения, если разговор становится слишком жарким. Когда общение разворачивается в режиме реального времени, характеры и нравы могут легко обостряться, однако надо понимать, что участие в подобном споре ни к чему хорошему не приведет. Поощряйте своего ребенка именно в разговоре с вами выражать любое свое возмущение или негодование, вместо того, чтобы продолжать эти дебаты онлайн.

Не всегда хорошо поделиться. Веб-сайты различных видов упростили возможность «поделиться» до одного простого щелчка. Это делает социальную сеть более увлекательной и забавной, но ваш ребенок при этом должен устоять перед желанием поделиться личным сообщением или фотографией. Даже сообщения и фотографии с ограниченной конфиденциальностью – те, которые отправляются избранной группе людей – должны быть сохранены только для себя. Если кто-то посылает вашему ребенку что-то неуместное, плохое, он не должен участвовать в возникающем ажиотаже и делиться этим с другими.

Знайте, когда выйти. Социальные сети, программы по мгновенному обмену сообщениями и отправка других текстовых сообщений облегчают общение детей с друзьями и близкими людьми, но важно, чтобы они четко осознавали, когда им нужно выйти из сети. Дети должны научиться распознавать, когда лучше говорить по телефону, а когда все же лучше лицом к лицу. 93% общения составляет невербальное общение; это то, что мы видим. Но даже видео не способно передать крепость рукопожатия, теплоту улыбки или то, с какой энергетикой человек входит в комнату.

 

Научите вашего ребенка этим современным манерам и будьте уверены, что он станет вести себя также хорошо в виртуальном мире, как он делает это и в физическом.

 

Рано или поздно, подросток и социальные сети  встречаются. Родители не всегда даже знают, что их ребенок заводит страницу Вконтакте. Что уж говорить о том, чтобы отслеживать общение подростков в социальных сетях. Но, если вовремя и откровенно не обсудить правила безопасности в сети интернет, социальные сети в жизни подростков могут сыграть трагичную роль.

Если вовремя не объяснить ребенку правила поведения в интернете, проблемы могут возникнуть в самый неожиданный момент. Дети сталкиваются в сети с мошенниками, подвергаются травле. Многие поведением в сети могут неосознанно испортить себе жизнь «в реале».

По разным данным, дети начинают проявлять интерес к соцсетям в возрасте 10-12 лет. Они открывают для себя самые популярные площадки: «ВКонтакте» и «Одноклассники».

К моменту заведения аккаунта дети уже неплохо разбираются в интернете, и помощь родителей им вряд ли потребуется. Иногда мама с папой даже не знают, что их ребёнок активно общается онлайн.

 

Увы, сеть — это небезопасная среда. Здесь, как в переполненном вагоне метро, собираются слишком разные люди. Одни просто едут по делам, другие крадут кошельки.

Подросток ещё не оброс бронёй, он доверчив и беззащитен, несмотря на желание выглядеть взрослым.

Многие юные пользователи соцсетей не задумываются о простых правилах. Они смело выкладывают подробную информацию о себе, с номером телефона и адресом, чекинятся везде, где бы они ни были, выкладывают массу личных фото. Объяснить ребёнку, почему это опасно, должны родители.

Важно также провести чёткий инструктаж по поводу общения в сети с незнакомцами. Детей нужно научить говорить чёткое «нет» на предложения списаться по электронной почте, созвониться, а тем более встретиться.

 

Подростки быстро понимают, что на их страницы могут прийти не только друзья. Но это не единственная проблема, с которой они могут столкнуться.

Троллинг, сетевая травля, неприятная и взрослому. А в 13-16 лет такое психологическое давление может стать причиной комплексов, неуверенности в себе. А для некоторых и вовсе оказаться невыносимым, и толкнуть подростка к суициду.

 

Чем откровеннее и подробнее родители рассказывают ребёнку правила поведения в сети, тем лучше. Взрослые — опытные пользователи, нам часто не приходит в голову, что нужно объяснять элементарное. Например, поговорить про ответственность за контент.

Большинство детей воспринимают сетевое общение как игру. Они не понимают, что за экраном — живые люди со своими реакциями на увиденное. Это особенность детского восприятия: если не видишь собеседника, то его как бы и нет. Однако, он есть — такой же, как в жизни. Он может расстроиться, разозлиться, отвернуться. Сетевая шутка может обидеть, вызвать ответную реакцию.

 

Договаривайтесь с ребёнком о правилах сразу. Но не перегибайте с контролем, чтобы он не начал закрываться и не завёл вторую, тайную, страницу.

Ненавязчивая помощь с настройками, объяснение правил поведения, возможность заглянуть на родительскую страницу, обсуждение контента разных пользователей — это аккуратные шаги к взаимному сетевому доверию.

И, конечно, постоянные беседы о реальности происходящего в интернете и ответственности за собственное поведение.

 

Девять правил для подростков в помощь родителям

  1. Говори в сети только то, что скажешь, глядя в глаза.
  2. Не показывай информацию о себе никому, кроме близких друзей.
  3. Не трави других.
  4. Травят тебя — закрывай аккаунт.
  5. Не рассказывай о себе незнакомцам.
  6. Важно сказать «нет» предложениям о переписке, созвоне, встрече.
  7. Троллинг — не повод для нервных потрясений.
  8. У шутки могут быть далеко идущие последствия.
  9. За экраном такие же люди, как ты, помни об этом всегда.